Черноголовка

Черноголовские посиделки
Текущее время: 14 авг 2018 13:23, Вт

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Евангелие для левшей
СообщениеДобавлено: 21 июл 2008 11:19, Пн 
Не в сети

Зарегистрирован: 14 мар 2003 21:47, Пт
Сообщения: 141
Откуда: Chg
9 июня 1752 г. в харьковской Рождественской церкви случилось во время вечерни происшествие: священник отец Иоанн Млодзинский, прочтя ектенью, подошёл к двум прихожанкам, матери и дочери, не выпуская требника из рук.

Мать и дочь носили фамилию Кочержиха. Мать – Анна, дочь – Федосья. Счастливая мать троих детей.

Только у детей отца не было.

Отец Иоанн узнал об этом печальном обстоятельстве от звонаря харьковского собора Григория, который особо отметил, что Федосия «покрыла сама собою голову», что разрешалось лишь законно венчанной жене.

Наместником собора был отец Матфей Млодзинский.

Священник Стефан Млодзинский служил в те же годы в Михайловский церкви Харькова.

Млодзинский же Иоанн взял Федосью за плечо и стал подталкивать к выходу, приговаривая: «Зачем ты в церковь пришла? Недостойно тебе в церковь Божию ходить… Ты в недавнем времени дитя родила»…

Правда, так Млодзинский излагал свою речь позднее - будто бы он упрекал Федосью не в том, что она родила ребёнка вне брака, а в том, что пришла в церковь до истечении сорока дней после родов и, следовательно, "осквернила" дом Божий. Но это нарушение не того порядка, чтобы из-за него прерывать богослужение. А если уж прервал, то взял бы требник и тут же прочёл бы молитву, очищающую роженицу...

Отец Иван явно решил показать себя блюстителем высокой нравственности. Его можно понять: он был воспитан в убеждении, что именно духовенство должно наказывать тех, кто рожает детей вне брака.

Например, митр. Белгородский (Харьков первоначально входил в епархию Белгорода) Авраамий указывал в конце XVII столетия, что за рождение внебрачного ребёнка счастливый отец должен платить Церкви 2 рубля, 8 алтын, 2 деньги. «Да тех бесчинников отсылать в монастырь, где пригоже, под начал недели на две и на три и держать в чепи и в железах и велеть им муку сеять» (Лебедев, 1902, с. 10). Если же мать отказывалась называть имя отца, деньги платила сама.

Впрочем, в 1715 году духовенство жаловалось белгородскому архиерею, что комендант Полатова Родион Щидловский (очевидно, из тех Шидловских, что были среди крупнейших харьковских помещиков) не даёт разыскивать «вдов и девок, которые родят младенцев», и даже заявил, будто был указ Петра Великого, чтобы духовенству «едаких духовных дел не править» (Лебедев, 1902, с. 14). «Едакие» более точное определение, чем «духовные». Комендант даже пригрозил: «Вас мужики прибьют». А ведь к этому году штраф понизился до двух рублей.

По указу Петра I от 7 июля 1722 года суд над женщинами, прижившими детей «в блудодействе», был изъят у церковников и передан светской власти.

Суд изъяли, а привычки остались. Млодзинский и рассудил...

Девушка, видимо, покорно пошла к выходу, а вот мать её священника не только остановила, но и вцепилась священнику в волосы и ударила по щеке правой рукой. Щека, следовательно, была левой, что важно.

На помощь подоспел пономарь. Оттащил женщину, и Кочержихи ушли из церкви.

Прошла неделя. 15 июня Кочержиха в присутствии свидетелей просила священника о прощении. Он снизошёл к прощению и взял «за своё безчестье на церковь Божию три рубля, да себе сукна тонкого шесть локтей, сафьян и козлину».

Млодзинский обещал «впредь на них нигде челом не бить»,

В 1780 г. цены в тех краях были такие: замшевые перчатки, шитые золотом и серебром, покупали архиерею в подарок за 4 рубля. Килограмм: чернослива – 12 копеек, риса – 30 копеек, икры осетровой - 44 копеек, бутылка шампанского – 2 рубля, французская булка – 23 копейки (Лебедев, 1902, 221).

Спустя три месяца Млодзинский всё-таки подал жалобу на Анну в Харьковскую полковую канцелярию, описав всё происшедшее.

Полковая канцелярия в Харькове того времени воплощала светскую власть и имела право судить Федосью за незаконных детей. Канцелярия, однако, судить её не стала, а дело попало к архиерею – Иоасафу Горленко.

Он тоже не стал судить Федосью. Он судил Анну за пощечину и вынес приговор:

«Учинить жестокое плетьми наказание и по наказании отослать с нарочным на ея коште в старо-оскольский девичий монастырь в монастырскую работу на год» (Лебедев, 1902, 101).

При этом архиерей цитировал церковные каноны, которые за удар, нанесённый священнику, предписывают на три года отлучать от Причастия.

Евангелие предписывает прощать удар, нанесённый по правой щеке.

О левой щеке Господь Иисус ничего не сказал, в том числе, ничего не сказал Он о правой щеке харьковского священника.

Своеобразный эпилог истории нашёл в архиве Харьковской консистории Багалей. Преемник Горленко, не святой епископ Иоасаф Миткевич, через семь лет отправил Млодзинского на покаяние в монастырь «за непрестанное пребывание в пьянстве, от каковой страсти, несмотря на многократные обещания, он никак не мог освободиться, во избежание соблазна прихожан».

Рождественскую церковь через полтораста лет снесли коммунисты.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 21 июл 2008 17:58, Пн 
Не в сети

Зарегистрирован: 17 май 2007 06:48, Чт
Сообщения: 172
Важная статья, слов нет...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 23 июл 2008 17:51, Ср 
Не в сети

Зарегистрирован: 14 мар 2003 21:47, Пт
Сообщения: 141
Откуда: Chg
Sergiy писал(а):
Важная статья, слов нет...


Продолжаю.

В 1758 г. новый белгородский архиерей Иоасаф Миткевич устроил экзамен своему духовенству и расстроился. Особенно он был удручен тем, что многие священники в молитве о пресуществлении даров говорили «предложив Духом Твоим Святым». А некий кандидат в священники Михаил Тершовский на вопрос «Колико есть во Христе лиц» ответил: «Седмь». Богослова было велено отдать в учение, после чего всё-таки рукоположить (Лебедев, 1902, с. 126, 128).
*
Амфиан Лебедев из множества «некрасивых деяний», которые совершали священники в пьяном виде, выделил одно – в 1792 г. священник села Немчи Судженской округи заложил в кабаке дароносицу (Лебедев, 1902, 260). Историк познаётся именно по неспособности умолчать о таком факте, казалось бы, совершенно бессмысленном.
*
В 1754 г. умерла игуменья Курского Знаменского монастыря. Архиерей прислал указ о том, чтобы монахини выбрали на место умершей новую игуменью из монахинь же, но тут выяснилось, что выборы состоялись и часть сёстер выбрала игуменьей помещицу, которая ещё не постриглась, хотя давно жила в обители. Архиерей – будущий св. Иоасаф Горленко – счел это недопустимым самоуправством и приказал «при собрании всех монахинь» тех, кто посмел без указа устроить выборы, наказать плетьми. Причём выполнить порку было поручено иеромонаху Иоиля, и 8 октября 1754 г. оный Иоиль сообщи, что монахинь выпорол (Соболев, 1902, 106).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Евангелие для левшей
СообщениеДобавлено: 24 июл 2008 12:19, Чт 
Не в сети

Зарегистрирован: 17 май 2007 06:48, Чт
Сообщения: 172
Repa писал(а):
... Счастливая мать троих детей.
Только у детей отца не было...


Во как!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Евангелие для левшей
СообщениеДобавлено: 24 июл 2008 18:00, Чт 
Не в сети

Зарегистрирован: 14 мар 2003 21:47, Пт
Сообщения: 141
Откуда: Chg
Repa писал(а):
отец Матфей Млодзинский.

Sergiy писал(а):
Во как!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB